Искусство быть лидером состоит в том, чтобы уметь говорить "нет", а не в том, чтобы уметь говорить "да". Говорить "да" очень легко. Тони Блэр
Помните фильм с Джимом Керри "Всегда говори "ДА"? Абсолютно согласна с утверждением, что если всегда говорить "нет", ты остаешься в зоне комфорта и закрыт для позитивных изменений, но очень часто бывают случаи, когда мы вынуждены говорить "да", хотя не хотим этого делать. Вот тут необходимо уметь говорить "нет".
Вам может показаться, что говорить "нет" эгоистично, но чаще бывает наоборот. Если вы, например, отказались взять на себя дополнительные обязанности, вы можете больше времени уделить текущим делам. И, наоборот, если вы берете на себя слишком много, может пострадать качество выполняемой работы. Поэтому необходимо учиться говорить "нет", чтобы ваша жизнь была более гармоничной и менее напряженной.
Как определить, когда стоит говорить "нет"?
1. Оцените текущие задачи. Составьте список из ваших текущих обязанностей: в личной, профессиональной и общественной сферах. Обведите в кружок те из них, которые для вас первостепенны. Те, что остались не отмеченными, пока можно отложить
2. Поставьте перед собой цели. Подумайте о кратко-, средне- и долгосрочных целях, а также о ресурсах, которые необходимы для их выполнения. Запишите эти цели и держите перед глазами, чтобы было напоминание о том, что вам необходимо сделать. Возможно вам необходимо отложить деньги на выполнение какой-то цели, или необходимо больше свободного времени, чтобы проводить его с близкими людьми? Какими бы ни были ваши цели, они должны помогать вам в принятии решений при возникновении новых возможностей
3. Отдавайте предпочтение новым возможностям. При появлении новых возможностей, сравнивайте их с вашими текущими целями и возможностями. Например, вам предлагают поработать над новым проектом, что требует от вас дополнительных 10 рабочих часов каждую неделю в течение нескольких месяцев. Вы можете отказаться, если стремитесь проводить больше времени с семьей. Но если вам будут платить сверхурочные, что поможет быстрее выплатить кредит, вы оцените такое предложение совсем по другому
4. Не становитесь на скользкую дорожку мелочей. Ваши обязательства могут выйти из-под контроля, если вы будете говорить "да" множеству мелких вещей. Эти мелочи имеют свойство накапливаться. Чем больше мелочей вам необходимо сделать, тем меньше времени у вас останется на то, чтобы сделать главные вещи
5. Не терзайтесь чувством вины. Возможно до этого момента вы говорили "да", потому что чувствовали вину и не могли сказать "нет"? Если вы не хотите что-то делать, но чувствуете себя обязанным, это сигнал, что нужно сказать "нет"
6. Краткосрочная реакция против долгосрочного влияния. Чтобы сказать "да", вам требуется одна секунда. То же самое время вы потратите, чтобы сказать "нет". Однако влияние этих ответов на вашу дальнейшую жизнь может быть очень разным. Согласие подразумевает долговременный стресс или трудности? Тогда возможно лучше сказать "нет"?